Ежеквартальный теоретический журнал философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Издаётся с 2018 года

ISSN 0130-0083
En| Rus
Разрешая парадокс художественной литературы: активное воспроизведение и эмоциональный диссонанс

Разрешая парадокс художественной литературы: активное воспроизведение и эмоциональный диссонанс

Скачать в формате PDF

Дата публикации в журнале: 13.03.2019

Ключевые слова: Достоевский, Толстой, Дженифер Робинсон, эмоциональный диссонанс, активная реконструкция, парадокс художественной литературы, реализм, модернизм, воображение, интеллектуальное содержание

Доступно в on-line версии с: 13.03.2019

Для цитирования статьи:

Шейбнер-Стельмак Н. Разрешая парадокс художественной литературы: активное воспроизведение и эмоциональный диссонанс. // Всеобщая эстетика. Ежеквартальный теоретический журнал. 2019. № 1. c.13-53.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2019

Шейбнер-Стельмак Н.

Аннотация

Почему мы переживаем эмоции, читая художественную литературу? Дженифер Робинсон «Deeper than Reason» («Глубже, чем разум») полагает, что эмоции зарождаются как немедленные, физиологически обусловленные оценки, которые опережают мышление, и поэтому убеждение в существовании того, что вызывает наши эмоции, необязательно. Но как художественная литература, которую мы переживаем мысленно, может вызывать у нас такие оценки? Я думаю, писатели, подобные Достоевскому, вызывают наши эмоции, используя такие повествовательные техники, как неопределённость, недостоверное повествование и также сложные эмоциональные состояния, или эмоциональный диссонанс, персонажей. Данные техники вовлекают нас в процесс активного воспроизведения содержания рассказываемого, отражая наш жизненный опыт, и таким образом создают реальные эмоциональные реакции.

Ключевые слова: Достоевский, Толстой, Дженифер Робинсон, эмоциональный диссонанс, активная реконструкция, парадокс художественной литературы, реализм, модернизм, воображение, интеллектуальное содержание

Страницы: 13-53

Литература

Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Издание второе. Москва: Советский писатель, 1963

Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Ленинград: Издательство «Наука», 1976.

Kivy, Peter. Critical Study: Deeper than Emotion // British Journal of Aesthetics. 46. No. 3. 2006. P. 287—311.

LeDoux, Joseph. The Emotional Brain: The Mysterious Underpinnings of Emotional Life. New York: Simon & Schuster, 1996.

Robinson, Jenefer. Deeper Than Reason: Emotion and its Role in Literature, Music, and Art. Oxford: Clarendon Press, 2005.

Walton, Kendall. Fearing Fictions // The Journal of Philosophy. 75. No. 1. 1978. P. 5—27.


Для цитирования статьи:

Шейбнер-Стельмак Н. Разрешая парадокс художественной литературы: активное воспроизведение и эмоциональный диссонанс. // Всеобщая эстетика. Ежеквартальный теоретический журнал. 2019. № 1. c.13-53.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать