Ежеквартальный теоретический журнал философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Издаётся с 2018 года

ISSN 0130-0083
En| Rus
Белл К. Искусство и война

Белл К. Искусство и война

Скачать в формате PDF

Дата публикации в журнале: 28.09.2018

Ключевые слова: Клайв Белл; группа «Блумсбери»; прекрасное; истина; сущность искусства; эстетическая ценность; патриотизм; искусство

Доступно в on-line версии с: 28.09.2018

Для цитирования статьи:

Добров Е.В. Белл К. Искусство и война. // Всеобщая эстетика. Ежеквартальный теоретический журнал. 2018. № 3. c.163-177.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2018

Добров Евгений Валерьевич Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Аннотация

Эссе Клайва Белла «Искусство и война» на первый взгляд может показаться публицистическим текстом. Нелишенное апелляций к личному опыту, движимое пафосом художественного произведения, оно обладает и пафосом исследовательским. Отталкиваясь от базовых эстетических понятий, ссылаясь на хрестоматийные исторические примеры, современный ему контекст, Белл в доступной форме доносит как до широкого читателя, так и до ведущих мыслителей его эпохи сложные, требующие доказательной базы мысли о сущности искусства. Главной линией статьи можно назвать рассуждение о том, что искусство не может быть патриотичным или непатриотичным. Искусство, по его мнению, не может принадлежать только нации, стране, оно вообще не должно не мыслиться в этих категориях. «Не время для искусства» — расхожая фраза времен Первой мировой войны. Сегодня в медиа-дискурсе вряд ли можно встретить подобное суждение. Но тема, разрабатываемая Беллом, не теряет своей актуальности. Произведения искусства, в число которых входят и выдающиеся творения прежних исторических периодов и сегодня становятся «жертвами» вооруженных конфликтов, причем в самых различных культурных регионах мира. Отношение к искусству как к выражению патриотизма и государственных интересов также сохраняется в современных публицистических, а подчас и теоретизирующих текстах, иногда оно настойчиво предлагается обществу как некий доминирующий стандарт отношения социума к функциям искусства, сводя его именно к критикуемой Беллом ограниченной функциональности и превращая это отношение в суррогатный «мейнстрим». Применительно к этому тексту можно говорить об анализе собственно понимания патриотизма, имплицитно представленном в данном эссе и разводящем интересы общества и конкретной государственной системы. В этом смысле Белл разводит интересы Британской колониальной империи и интересы британского гражданского общества с его культурой и культурными институциями, причем указывая на конкретные их случаи, находившиеся в забвении и совершенно вне зоны внимания воинствующих «патриотов». На такое понимание наталкивает и принадлежность Белла к группе Блумсбери, известной своим антагонистическим настроением по отношению к викторианским ценностям и колониальной политике империи. В этом аспекте Белл предвосхищает и многие направления будущего постколониального эстетического мышления, и новые позиции в отношении арт-мира как автономной области, которые к середине ХХ века станут доминирующими в англо-саксонском и континентальном эстетическом мышлении.

Ключевые слова: Клайв Белл; группа «Блумсбери»; прекрасное; истина; сущность искусства; эстетическая ценность; патриотизм; искусство

Страницы: 163-177

Для цитирования статьи:

Добров Е.В. Белл К. Искусство и война. // Всеобщая эстетика. Ежеквартальный теоретический журнал. 2018. № 3. c.163-177.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать