Ежеквартальный теоретический журнал философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Издаётся с 2018 года

ISSN 0130-0083
En| Rus
Шекспир как философ сознания и интертекстуальности (случай «Гамлета»)

Шекспир как философ сознания и интертекстуальности (случай «Гамлета»)

Скачать в формате PDF

Дата публикации в журнале: 28.09.2018

Ключевые слова: Интертекстуальность и Шекспир; происхождение литературного интертекста трагедии Гамлета; интертекстуальное значение трагедии Гамлет; интертекстуальные изменения понимания посла- ния трагедии Шекспира «Гамлет»; Шекспир и философия сознания

Доступно в on-line версии с: 28.09.2018

Для цитирования статьи:

Дзикевич Е., Дзикевич С.А. Шекспир как философ сознания и интертекстуальности (случай «Гамлета»). // Всеобщая эстетика. Ежеквартальный теоретический журнал. 2018. № 3. c.91-120.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2018

Дзикевич Елена Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина при Малом театре

Дзикевич Сергей Анатольевич Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Аннотация

Все авторы, которые пишут о пьесах Шекспира — являются они философами языка или нет, являются они теоретиками вообще или нет — не могут не отметить одну деталь: почти везде его язык провоцирует некоторое множество возможных интерпретаций, соревнующихся друг с другом в сознании зрителей. Эти авторы — в особенности если они теоретики и, конечно, если они философы языка — могут иметь различные и часто противоречащие друг другу точки зрения на природу языка Шекспира и, следовательно, на его значения. Некоторые точки зрения являются весьма экзотическими — например, что может быть изменено в понимании языка Шекспира, если бы этот язык был изобретен Фрэнсисом Бэконом? Мы полагаем, что идеи этого рода могут объясняться только одной причиной: Шекспир использует язык, которому свойственны действительно философские качества. Однако мы уверены, что эти качества представляют собой его собственное достижение, они выработаны им в качестве имплицитного дискурса его особой и весьма персонализированной работы с языком и текстами. Размышляя над философской универсальностью многих пассажей Шекспировых текстов мы пришли к следующим версиям объяснения этого феномена: 1) эта универсальность является действительной, а не метафорической; 2) эта универсальность имеет истоком интертекстуальность Шекспировых пьес; 3) эта универсальность особенно очевидна в драматургии Шекспира, поскольку он осознал теоретическое значение своих креативных действий с текстом как специальной разновидности переписывания старых историй, в которых вечные элементы должны были быть сохранены и усилены для того, чтобы передавать фундаментальное значение текста, к которому эта процедура была применена; 4) есть основания полагать, что, поскольку Шекспир много раз повторял эту процедуру, он выработал имплицитный дискурс на примерах их текстуальной сущности; 5) поскольку его дискурс был основан на сущности того, что теперь называется интертекстуальностью, мы можем оценить Шекспира как имплицитного теоретика этого предмета; 6) эта оценка дает нам некоторые дополнительные инструменты для понимания интеллектуального наследия Шекспира и предоставляет нам возможность по-новому посмотреть на теоретические коннотации, которые мы предполагаем видеть в философии сознания. 

Ключевые слова: Интертекстуальность и Шекспир; происхождение литературного интертекста трагедии Гамлета; интертекстуальное значение трагедии Гамлет; интертекстуальные изменения понимания посла- ния трагедии Шекспира «Гамлет»; Шекспир и философия сознания

Страницы: 91-120

Для цитирования статьи:

Дзикевич Е., Дзикевич С.А. Шекспир как философ сознания и интертекстуальности (случай «Гамлета»). // Всеобщая эстетика. Ежеквартальный теоретический журнал. 2018. № 3. c.91-120.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать