Ежеквартальный теоретический журнал философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Издаётся с 2018 года

ISSN 0130-0083
En| Rus
Чувство красоты. Часть первая.

Чувство красоты. Часть первая.

Скачать в формате PDF

Дата публикации в журнале: 28.11.2022

Ключевые слова: Сантаяна; американская эстетика; эстетические идеи прагматизма; метафизический натурализм; натуралистическая философия

Доступно в on-line версии с: 28.11.2022

Для цитирования статьи:

Дзикевич С.А. Чувство красоты. Часть первая.. // Всеобщая эстетика. Ежеквартальный теоретический журнал. 2022. № 3-4. c.49-123.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3-4, 2022

Дзикевич Сергей Анатольевич Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Аннотация

Хорхе Агустин Николас Руис де Сантаяна-и-Боррас, более известный в академическом мире в силу первичной университетской институционализации как Джордж Сантаяна (1863-1952) - испано- американский философ, литератор и публичный деятель. Родился в Испании, вырос и получил образование в США, где жил с с восьмилетнего возраста. В силу этого идентифицировал себя как американец, хотя всегда сохранял испанскую культурную идентичность, имел испанский паспорт и в возрасте 48 лет навсегда вернулся в Европу. Широкой публике известен афоризмами: «Тот, кто не помнит прошлого, обречен повторить его», «Только мертвые видели конец войны», связанными с его эссеистическими произведениями. Более специализированные читатели знакомы с его определением красоты как «опредмеченного удовольствия», что непосредственно с настоящей публикацией. В отношении религии был агностиком, но ценил испанские католические ценности, обычаи и мировоззрение, на которых вырос. В теоретическом отношении на него оказали глубокое влияние жизнь и мысли Спинозы, во многих отношениях Сантаяна старался ему следовать. В годы учебы закончил Бостонскую латинскую школу и Гарвардский колледж, где он учился у философов Уильяма Джеймса и Джозайи Ройса, в Гарварде был энергично вовлечен в публичную деятельность одиннадцати клубов, стал основателем и президентом Философского клуба, членом литературного общества под псевдонимом O.K., редактором и карикатуристом газеты The Harvard Lampoon, а также соучредителем литературного журнала The Harvard Monthly. После окончания Гарварда в 1886 году Сантаяна два года учился в Берлине. Затем он вернулся в Гарвард, защитил диссертацию о Германе Лотце (1889). С 1896 по 1897 год Сантаяна стажировался в Королевском колледже в Кембридже. Он был профессором Гарварда (1889-1912), в этом качестве внеся важный вклал в деятельность философского факультета и приобретя статус классика американской филосрфии, несмотря на молодой возраст. В 1912 году Сантаяна оставил свою должность в Гарварде, чтобы провести остаток своей жизни в Европе. Некоторые из его гарвардских студентов прославились в различных качествах, в том числе Т.С. Элиот, Уолтер Липпманн и Гертруда Стайн. Основное философское наследие Сантаяны состоит из представляемой работы «Чувство красоты» (1896), его первой монографической публикации и, пожалуй, первой работы такого масштаба по эстетике в ее современном понимании, написанной в Соединенных Штатах; «Жизнь разума» (в 5 т, 1905–1906), ставшей пиком гарвардской фазы его карьеры; "Скептицизм и вера в животных" (1923); «Сфера бытия» (в 4 т., 1927–1940). Хотя Сантаяна не был программным стороннником прагматизма, как Уильям Джеймс, Чарльз Сандерс Пирса, Джосайя Ройс или Джон Дью, «Жизнь разума» является первым развернутым изложением идей этого течения. Как и упомянутые авторы, Сантаяна хорошо разбирался в теории эволюции и был привержен метафизическому натурализму, то есть считал, что человеческое познание, культурные обычаи и социальные институты развились таким образом, чтобы соответствовать условиям окружающей их среды. При этом, по указанным выше причинам этнической идентичности Сантаяна с пиететом относился к религии и называл себя «эстетическим католиком». Взгляды Сантаяны на религию изложены в его книгах «Разум в религии», «Идея Христа в Евангелиях» и «Интерпретация поэзии и религии», романе «Последний пуританин», автобиографическом эссе «Лица и места» — автобиография. Следует заметить, что метафизический натурализм Сантаяны в сочетании с приверженностью католическому традиционализму в годы жизни его в Европе, в том числе в Италии а годы правления там Муссолини дали весьма характерные следствия: он стал придерживаться идей расового сепаратизма и весьма одиозных евгенических взглядов, что в приводимой нами работе, написанной в годы карьеры в Гарварде, конечно, было еще невозможно. 

Ключевые слова: Сантаяна; американская эстетика; эстетические идеи прагматизма; метафизический натурализм; натуралистическая философия

Страницы: 49-123

Для цитирования статьи:

Дзикевич С.А. Чувство красоты. Часть первая.. // Всеобщая эстетика. Ежеквартальный теоретический журнал. 2022. № 3-4. c.49-123.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать