Ежеквартальный теоретический журнал философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Издаётся с 2018 года

ISSN 0130-0083
En| Rus
От среды к контенту: трансформация субъектного в современной эстетике окружающей среды

От среды к контенту: трансформация субъектного в современной эстетике окружающей среды

Дата публикации в журнале: 01.11.2022

Ключевые слова: Диджитализация; дезиллюзия; безосновность; трансформация эстетического; среда; субъектность

Доступно в on-line версии с: 01.11.2022

Для цитирования статьи:

Козолупенко Д.П. От среды к контенту: трансформация субъектного в современной эстетике окружающей среды. // Всеобщая эстетика. Ежеквартальный теоретический журнал. 2022. № 1. c.7-61.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2022

Козолупенко Дарья Павловна Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Аннотация

В статье исследуется изменение понятия среды как субъектообразующего фактора в связи с диджитализацией современной культуры и возникновением новых форм культурного и эстетического представления. Показывается, что начиная с конца ХХ века человек все менее определяется своим фактическим окружением и всё более — информационно-эстетическим, задаваемым пространством виртуального. Конечная амбиция виртуального смещает в сторону медиапространства не только понятие среды, но и понятие субъектности, которая, с одной стороны, задаётся как распределённая идентичность, и с другой, стороны, связывается с манифестацией присутствия как присутствия маски, теряющей и собственную статичность, и отличённость как отделённость от закрываемого ею и исчезающего в за-масочном пространстве лица. Эстетика среды связывается тем самым с эстетикой подмены и безосновности, что отражается как в понятии дезиллюзии, становящемся основным понятием современной философии, так и в понятии «тёмная экология», трансформирующем традиционные эстетические ценности природы. В сфере эстетики среды как субъектообразующего фактора мы приходим к идее дезиллюзии и позиции, представляющей человека в маске без стоящего за ним лица, и, аналогичным образом в сфере эстетики среды как традиционно понимаемой природы мы обнаруживаем позицию «экологии без природы» или «тёмной экологии». Тёмная экология настраивает нас на восприятие природы не как возвышенного и прекрасного, но как ужасающего и угрожающего.

Ключевые слова: Диджитализация; дезиллюзия; безосновность; трансформация эстетического; среда; субъектность

Страницы: 7-61

Литература

  1. Шелер, М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. Переводы / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; oбщ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. C. 31—95

  2. Плеснер, Х. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. Переводы. / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; oбщ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. C.96—151

  3. Гелен, А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. Переводы. / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; oбщ. ред. Ю.Н.Попова. М.: Прогресс, 1988. C. 152—201

  4. Мардер, А. П. Материальная среда и средовые системы // Психология и архитектура. Ч. 1 / Под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса, Ю. Круусвалла. Таллин, 1983.

  5. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло). М., 1994.

  6. Агамбен, Дж. Открытое: человек и животное. М.: РГГУ, 2012.

  7. Шеффер, Ж.-М. Конец человеческой исключительности. М.: НЛО, 2010

  8. Дескола, Ф. По ту сторону природы и культуры. М.: НЛО, 2012.

  9. Кон, Э. Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.

  10. Аршинов, В. И., Свирский, Я. И. Сложностный мир и его наблюдатель. Часть вторая // Философия науки и техники. 2016. T. 21, №1. C.78—91.

  11. Глазычев, В. Л. Художественно-проектное моделирование средового поведения // Человек и среда: психологические проблемы / Под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса и Ю. Круусвалла. Таллин, 1981. C. 169—172.

  12. Воогланд, Ю., Нигесен, К. Методологические вопросы исследования среды как фактора развития личности // Человек и среда: психологические проблемы / Под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса и Ю. Круусвалла. Таллин, 1981. С. 41—43.

  13. Каганов, Г. З. К вопросу о параметризации среды // Психология и архитектура. Ч. 1 / Под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса, Ю. Круусвалла. Таллин, 1983. С. 49—52

  14. Ольшанский, Д. В. «Психологический образ» жизни и субъективное пространство жизнедеятельности личности // Психология и архитектура. Ч. 1 / Под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса, Ю. Круусвалла. Таллин, 1983. C.53—56.

  15. Кальюнди, О. Онтологические аспекты определения понятия среды // Человек и среда: психологические проблемы / Под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса и Ю. Круусвалла. Таллин, 1981. C. 68— 73

  16. Morton, T. Dark Ecology: For a Logic of Future Coexistence. New York: Columbia University Press, 2016.

  17. Здесь делается отсылка к тезису М. Мерло-Понти «воспринимать — значит верить в мир», подробно разворачиваемому в его классической работе Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента, Наука, 1999.

  18. Обозначение «тёмная экология» вводится в работах Тимоти Мортона, в том числе и в уже упомянутой выше работе с одно имённым названием, и в переведенной не так давно на русский язык работе Мортон Т. Стать экологичным. — М.: Ad Marginem, 2019; понятие «мирового вакуума» как основного источника чело веческого ужаса приводит Я. Э. Голосовкер в работе Голосовкер, Я. Э. Имагинативный абсолют. М.: Академический проект, 2012.

  19. Здесь — отсылка к кантовскому «Возвышенным мы называем то, что безусловно велико» (см.: Кант, И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. C. 253).

  20. Так, например, Бергсон связывает способность грезить с воображением как особого рода памятью, свойственной только человеку: «Чтобы вызвать прошлое в форме образа, надо иметь способность отвлекаться от настоящего действия, надо уметь придавать цену бесполезному, нужна воля к грезам. Возможно, что один только человек способен к усилию этого рода». Cм. Бергсон А. Материя и память. Собр. соч., т. 3. СПб., 1913.

  21. Деррида, Ж. О грамматологии / Пер. с фр. и вступ. ст. Н. Автономовой. М.: Ad marginem, 2000.

  22. Гурко, Е. Тексты деконструкции. Деррида Ж. Differаnсе. Томск: Водолей», 1999.

  23. Бодрийяр, Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было / Пер. с фр. А. В. Качалова. М.: Рипол-Классик, 2016.

  24. Бодрийяр, Ж. Изнасилованное воображение / Пер. с фр. Дмитрия Орлова. См.: URL: https://www.photographer.ru/cult/ theory/3685.htm (дата обращения — 11.01.2022).

  25. Бодрийяр, Ж. Реквием по масс-медиа. Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1999. С. 193 –226. См.: http://alexkrm.spb.ru/papers/Journalizm/szip/theory_jour/reader/ Baudrillard(1972)_requiem.pdf (дата обращения — 20.12.2021).

  26. Baudrillard, J. Requiem pour les médias // Baudrillard J. Pour une critique de l’économie politique du signe. Paris: Editions Gallimard, 1972 — P. 200–228.

  27. Мортон, Т. Стать экологичным. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2019.

  28. Бодрийяр, Ж. Совершенное преступление. Заговор искусства / Пер. с фр. А. В. Качалова. М.: Рипол-Классик, 2019. См.: URL: https://www.rulit.me/books/sovershennoe-prestuplenie-zagovoriskusstvaread-554724-1.html (дата обращения — 14.01.2022).

  29. Сартр, Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. СПб.: Наука, 2001.

  30. Бодрийяр, Ж. Почему всё ещё не исчезло. См.: URL: http:// www.chaskor.ru/article/ zhan_bodrijyar_pochemu_vse_eshche_ne_ischezlo_40860 (дата обращения — 01.10.2021).

  31. Черниговская, Т. В. Экзистенциальные последствия наступления «жидкого мира» компьютерной среды //10 лет — Научному совету РАН по методологии искусственного интеллекта. Материалы симпозиума, 26 марта 2015 г., Институт Философии РАН, г. Москва / Ред. Алексеев А. Ю., Дубровский Д. И., Лекторский В. А. М.: Иинтел, 2016. C. 42—46.

  32. Вилейкис, А. От тёмной экологии к философии размытого мира // Логос. №5 (29). 2019. C. 1—6.

  33. Ростова, Н. Н. Проблема человека в современной философии. М.: Проспект, 2021

  34. Голосовкер, Я. Э. Имагинативный абсолют. М.: Академический проект, 2012.

  35. Lash, Ch. The Culture of Narcissism. New York: Warner Books, 1979.

  36. Лурия, А. Маленькая книга о большой памяти. М.: Эйдос, 1994.

  37. Подорога, В. Лицо других. // Ad Marginem`93. Ежегодник лаборатории пост-классических исследований Института философии РАН. М.: Ad Marginem, 1994.

  38. О мультимодальности современных текстов и о визуализиации как основной тенденции современной культуры сказано до вольно много. В иностранной литературе исследования подобного рода отражены в работах: Kress, G. and van Leeuwen, T. Multi-Modal Discourse: The Modes and Media of Contemporary Communication. London, Arnold, 2001. — 142p.; Jewitt, C. Multimodal analysis. The Routledge handbook of language and digital communication. London: Routledge, 2015, pp. 69—84. В отечественной исследовательской литературе в этой области можно выделить статьи Черчес, Т. Е. Особенности восприятия содержания речи при ее совмещении с видеорядом// Психология 21 века. СПб., изд-во СПбГУ, 2006. C.46—48; Лебедева, М. Ю., Веселовская, Т.С., Купрещенко, О. Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. №4 (46). С. 74—98. Последняя работа особенно ценна тем, что в ней представлен краткий обзор 119 иностранных (преимущественно англоязычных) и 23 русскоязычных источников, освещающих трансформацию организации и восприятия информации при переходе от традиционной формы представления текста к цифровому. Но практически во всех исследованиях, включая указанные, в качестве основных причин визуализации современной культуры и ухода от речи и слова рассматривается изменение техник и формата, что не вполне верно. Виртуализация и визуализация культуры происходит не только вследствие изменения его технических характеристик, не в результате трансформации формата подачи и восприятия информации, как считает боль шинство современных исследователей (хотя и этот аспект необходимо учитывать). Проблема гораздо глубже: формат связывается с содержанием, изменение подачи информации — с изменением оснований мировосприятия, в котором мир потерял возможность двоиться на реальное и воображаемое, а человек потерял своё место в мире и основание собственного существования. И эти изменения и их связь с изменением трансформаций культуры сегодня не только не исследованы, но фактически даже не осознаны.

  39. Enzensberger, H. M. Constituents of a Theory of the Media// New Left Review, no.64, 1970, pp.13—36. См.: URL: https:// newleftreview.org/issues/i64/articles/hans-magnus-enzensbergerconstituentsof-a-theory-of-the-media (дата обращения 17.01.2022).

  40. Козолупенко, Д. П. Деантропологизирующая тенденция в философии трансмедиа // Философия хозяйства. 2021. №6. С. 146—156.

  41. Деррида, Ж. Два слова для Джойса. //Ad Marginem`93. Ежегодник лаборатории пост-классических исследований ИФ РАН. М.: Ad Marginem, 1994.

  42. Нанси, Ж.-Л. Сегодня.//Ad Marginem`93. Ежегодник лаборатории пост-классических исследований ИФ РАН. М.: Ad Marginem, 1994.

  43. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999.

  44. Мортон, Т. Внутри ужаса можно найти радость. См.: URL: https://knife.media/timothy-morton/ (дата обращения — 16.01.2022).

  45. Хайдеггер, М. Бытие и время. — М.: Ad Marginem, 1997.

  46. Мур Дж. Э. Доказательство внешнего мира // Аналитическая философия: Избранные тексты. М., 1993. С. 66–84.

  47. Здесь имеется в виду цитата: «Всматриваясь в собственное жилище, объятое пламенем, встречаешься, наконец, со своими соседями» (Jerry Rubin, Do it), приведённая Бордрийяром в своей работе «Реквием по масс медиа» в качестве возможного пути противостояния культуре безответности и возвращения из пространства дезилллюзии. Cм.: http://alexkrm.spb.ru/papers/ Journalizm/szip/theory_jour/reader/Baudrillard(1972)_requiem.pdf (дата обращения — 20.12.2021).

  48. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987.

  49. Здесь — отсылка к цитате: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». См.: Кант, И. Критика практического разума // Кант, И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1963— 1966. Т. 4. Ч. I. С.499.

  50. Рабинович, В. Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М.: Книга, 1991.

  51. Кржижановский, С. Д. Жизнеописание одной мысли. См.: URL: http://www.az.lib.ru/k/krzhizhanowskij_s_d/text_0040. shtml (дата обращения — 10.02.2015)

  52. Вудард, Б. Динамика слизи. Зарождение, мутация и ползучесть жизни. Пермь: Гиле Пресс, 2016.

  53. Здесь — перефраз названия интервью Т. Мортона «Внутри ужаса можно найти радость» См.: URL: https://knife.media/timothymorton/ (дата обращения — 16.01.2022).

Для цитирования статьи:

Козолупенко Д.П. От среды к контенту: трансформация субъектного в современной эстетике окружающей среды. // Всеобщая эстетика. Ежеквартальный теоретический журнал. 2022. № 1. c.7-61.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать