Ежеквартальный теоретический журнал философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Издаётся с 2018 года

ISSN 0130-0083
En| Rus
Вклад Пьера Бурдье в социологию искусства

Вклад Пьера Бурдье в социологию искусства

Скачать в формате PDF

Дата публикации в журнале: 13.09.2019

Ключевые слова: Бурдье, Франкастель, социология искусства, социализация, габитус, номос, капитал, вкус.

Доступно в on-line версии с: 13.09.2019

Для цитирования статьи:

Андрияускас А. Вклад Пьера Бурдье в социологию искусства. // Всеобщая эстетика. Ежеквартальный теоретический журнал. 2019. № 3. c.39-92.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2019

Андрияускас Антанас

Аннотация

В статье рассматриваются принципы социологического анализа Пьера Бурдье, его социология искусства и ее связь с более ранними традициями социологии искусства. Статья начинается с обсуждения основных работ Бурдье, особое внимание уделяется его концепциям социализации, социального пространства, искусства, габитуса, культурного поля, художественного поля, поля литературы, номоса, культурного капитала, символического капитала и художественного вкуса. В статье также рассматриваются социология медиации Бурдье, экспертиза потребителей искусства, формирование личного символического капитала, игры сил на полях искусства и литературы. Автор утверждает, что своеобразие социологии искусства Бурдье состоит в ее сосредоточении на социальной среде художника, а не на его личности и творчестве. Такой подход является новым по сравнению с более ранней традицией социологии искусства, которая ориентируется на научную методологию и опирается на идеи истории искусства и философии истории искусства. Иными словами, традиция подчеркивает слово «искусство» в названии дисциплины «социология искусства», тогда как Бурдье усиливает значение того, что заключает в себе значение второго слова — «социология». Этот сдвиг знаменует радикальные изменения в истории социологии и методологии искусства.

Ключевые слова: Бурдье, Франкастель, социология искусства, социализация, габитус, номос, капитал, вкус.

Страницы: 39-92

Литература

Aндрияускас, A. 1985. Проблема социальности искусства в современной французской эстетике // Вопросы философии. №5. C. 65—72.

Bourdieu, P. 1979. La Distinction: Critique sociale du jugement. Paris: Les Éditions de Minuit.

Bourdieu, P. 1980. Questions de sociologi. P.: Les Éditions de Minuit.

Bourdieu, P. 1991. Le champ littéraire // Actes de la recherche en sciences sociales. №89 (Septembre 1991). P. 3—46.

Bourdieu, P. 1992. Les règles de l’art: genèse et structure du champ littéraire. P.: Seuil.

Calhoun, C. 2005. «Bourdieu en pièces détachées. La réception de Bourdieu aux États-Unis,» in Rencontres avec

Bourdie, P. ed. Gérard Mauger. Bellecombe en Bauges: Éditions du Croquant. P. 441—52.

Francastel, P. 1970. Études de sociologie de l’art, P.: Gallimard.

Francastel, P. 1979 [1964]. Art et technique au XIXe et XXe siècles. P.: Gonthier.

Francastel, P. 1987. Problèmes de la sociologie de l’art // La sensibilité dans l’histoire, Brione: Gerard Monfort. P. 144–165.

Heinich, N., Julien. 2006. La sociologie à l’épreuve de l’art: Première partie. Collection Entretiens. Paris: Aux Lieux d’être.

Heinich, N. 1998a Le triple jeu de l’art contemporain. Sociologie des arts plastiques. P.: Minuit.

Heinich, N. 1998b. Ce que l’art fait à la sociologie, P.: Minuit.

Heinich, N. 2008. «Sociologie de l’art: avec et sans Bourdieu // Pierre Bourdieu: Son oeuvre, son héritage. P.: Éditions Sciences Humaines.

Для цитирования статьи:

Андрияускас А. Вклад Пьера Бурдье в социологию искусства. // Всеобщая эстетика. Ежеквартальный теоретический журнал. 2019. № 3. c.39-92.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать