Дата публикации в журнале: 13.03.2019
Ключевые слова: Исламская культура, арабо-мусульманская традиционная эстетика, прекрасное, гармония, исламские искусства, система искусств, архитектура, каллиграфия, миниатюра, поэзия, музыка, прикладное искусство, орнаментальный структурализм.
Андрияускас А. Фундаментальные принципы традиционной арабо-мусульманской эстетики и система важнейших искусств. // Всеобщая эстетика. Ежеквартальный теоретический журнал. 2019. № 1. c.191-247.
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАрабо-мусульманская эстетика зародилась на стыке Востока и Запада, выполняя историческую миссию соединения культурных, эстетических и художественных традиций разнородных цивилизаций. Она впитала в себя эстетические идеи эллинского мира, иудейской, египетской, месопотамской, персидской и индийской культур, а также некоторых степных народов, скрепив их традиционными эстетическими представлениями полукочевых арабов. Арабо-мусульманская эстетика отличается от индийской, китайской, японской, древнегреческой и западной эстетических традиций более узким рефлексивным диапазоном системы искусств и одновременно с этим — сильнейшим влиянием фундаментальных основ идеологических постулатов Корана на эстетическое сознание. Это и обусловило особую иерархию искусств исламской цивилизации, в которой ведущее место на протяжении различных эволюционных периодов в разных регионах занимали три вида искусства — поэзия, каллиграфия и архитектура, в то время как остальные искусства, несмотря на их важность, в основном были вытеснены на второй план.
Ключевые слова: Исламская культура, арабо-мусульманская традиционная эстетика, прекрасное, гармония, исламские искусства, система искусств, архитектура, каллиграфия, миниатюра, поэзия, музыка, прикладное искусство, орнаментальный структурализм.
Страницы: 191-247
Рудаки. Избранное. (Сталинабад, Таджикгосиздат, 1949), 80.
Massignon, Louis. Les méthodes de réalisation artistique des peuples de l’Islam. // Opera minora, 1963, Vol. 3, 9–28; Grünebaum, Gustave Edmund von. Idéologie musulmane et esthétique arabe // Studia Islāmica, 1955, Vol. 3, 5–23; Gabrieli, Francesco. The Literary Tendencies in Islam // The Traditional Near East. S. Stewart–Robinson (ed.). (New Jersey, 1966), 165–183; Papadopoulo, Alexandre. L’Islam et l’art musulman (Paris: Mazenod), 1976, 1978, 2002; Ettinghausen, Richard. La peinture arabe (Genève: Skira), 1962; Ettinghausen, Richard, Grabar, Oleg. Jenkins–Madina, Islāmic Art and Architecture 650–1250. (New Haven: Yale University Press), 2001; Grabar, Oleg. Penser l’art islamique: une esthétique de l’ornement (Paris: Albin Michel), 1996; Grabar, Oleg. The Mediation of Ornament (Princeton: Princeton University Press), 1992; Marçais, Georges. L’art musulman (Paris: PUF), 1962; Stierlin, Henri. L’art de l’Islam en Orient, d’Isfahan au Taj Mahal (Paris: Gründ), 2002; Stierlin, Henri. L’art de l’Islam méditerranéen, de Damas à Cordoue (Paris: Gründ), 2005; Сагадеев А. В. Очеловеченный мир в философии и искусстве мусульманского средневековья // Эстетика и жизнь, вып. III (Москва: Искусство), 1974; Cantarino, Vicente. Arabic Poetics in the Golden Age: Selection of Texts Accompanied by a Preliminary Study (Leiden: BRILL), 1975; Gonzalez, Valérie. Beauty and Islam: Aesthetics in Islāmic Art and Architecture (London: Institute of Ismaili Studies), 2001; Gonzalez, Valérie. Le piège de Salomon: La pensée de l’art dans le Coran (Paris: A. Michel), 2002; Шукуров, Шариф. Смысл, форма, образ (Алма-Ата: Дайк Пресс), 2008; Шукуров, Шариф. Хорасан. Территория искусства. (Москва: Прогресс Традиция), 2016.
Grünebaum, Gustave Edmund von. Idéologie musulmane et esthétique arabe // Studia Islāmica, 1955, Vol. 3, 16.
Behrens–Abouseif, Doris. Beauty in Arabic Culture. (Princeton, NJ: Markus Wiener Publishers, 1998), 115.
Аль–Фараби. Философские трактаты (Алма–Ата: Наука, 1970), 221.
Ibn Khaldūn. The Muqaddimah: An Introduction to History (New York, 1958, Vol. II.), 397–398.
Massignon, Louis. Les méthodes de réalisation artistique des peuples de l’Islam. // Opera minora, 1963, Vol. 3, 12.
Социальные, этические и эстетические взгляды аль–Фараби (Алма-Ата: Наука, 1984), 80.
Ибн Рашик. Опора в красотах поэзии, ее вежестве и критике // Брагинский, В. И. Проблемы типологии средневековых литератур Востока (Москва: Наука, 1991), 302—317: 310.
Clevenot, Dominique. Une esthétique du voile: Essai sur l’art arabo– islamique (Paris: L’Harmattan) 1994, 12.
Marçais, Georges. L’art musulman, (Paris: PUF), 1962, 5.
Grabar, Oleg. La formation de l’art islamique (Paris: Flammarion),1987, 12.
Papadopoulo, Alexandre. L’Islam et l’art musulman (Paris: Mazenod), 2002, 22.
История эстетической мысли. В 6 томах (Москва: Искусство), Т. 2, 1985, 111.
Cantarino, Vicente. Arabic Poetics in the Golden Age: Selection of Texts Accompanied by a Preliminary Study (Leiden: BRILL), 1975, 1
Шамс и Кайс Ар — Рази. Свод правил поэзии аджама // Брагинский В. И. Проблемы типологии средневековых литератур Востока (Москва: Наука), 1991, 330—342: 337.
Pellat, Charles. Langue et littérature arabes (Paris: Colin), 1964, 32
Shimmel, Annemarie. Calligraphy and Islāmic Culture (London: I. B. Tauris), 1990, 61.
Papadopoulo, Alexandre. L’Islam et l’art musulman (Paris: Mazenod), 2002, 30–31.
Дадаш, Сиявуш. Теория формального изобразительного языка тюркской миниатюры (Стамбул: Mega), 2006, 50.
Massignon, Louis. Les méthodes de réalisation artistique des peuples de l’Islam. // Opera minora, 1963, Vol. 3, 9. (Цит. по изданию: Масиньон, Л. Методы художественного выражения у мусульманских народов // Арабская средневековая культура и литература. М., 1978, с. 55).
Ibid., 55
Андрияускас А. Фундаментальные принципы традиционной арабо-мусульманской эстетики и система важнейших искусств. // Всеобщая эстетика. Ежеквартальный теоретический журнал. 2019. № 1. c.191-247.
Скопировано в буфер обмена
Скопировать