Ежеквартальный теоретический журнал философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Издаётся с 2018 года

ISSN 0130-0083
En| Rus
Серс Ф. Кандинский: идеи художника и мистический опыт

Серс Ф. Кандинский: идеи художника и мистический опыт

Скачать в формате PDF

Дата публикации в журнале: 28.09.2018

Ключевые слова: В.В.Кандинский; психология художественного творчества; художественная практика; творческий акт; мистический опыт; теологическое понимание творчества

Доступно в on-line версии с: 28.09.2018

Для цитирования статьи:

Кузнецова А. Серс Ф. Кандинский: идеи художника и мистический опыт. // Всеобщая эстетика. Ежеквартальный теоретический журнал. 2018. № 3. c.13-51.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2018

Кузнецова Арина

Аннотация

Перевод с французского Арины Кузнецовой при редакционных консультациях Брианы Берг

Всю жизнь Кандинский оставался мыслителем, чьи идеи были основаны на практических поисках в области искусства. В юности будущий художник получил образование, подготовившее его к научной деятельности. В 1896 году, когда Кандинскому было тридцать лет, ему предложили университетскую кафедру. Он отказался от профессорской карьеры ради того, чтобы посвятить себя живописи, оставаясь при этом исследователем и преподавателем (в частности, он работал в Московском университете), публикуя многочисленные тексты, свидетельствующие о строгости его научного подхода. Наделенный поэтическим даром, Кандинский создавал также сценические композиции; великолепно владея языками (в первую очередь русским и немецким), он смело использовал их богатства, не был чужд словотворчеству. В области теории он выработал совокупность правил и принципов, словарь и грамматику искусства: теорию цвета, теорию формы и теорию композиции. Его размышления основываются на опыте использования языка собственных средств искусства и принципов композиции. Кандинский рассматривает искусство как усилие, направленное на поиск истины: для него существует художественный путь познания, и этот путь ведёт к личностному и коллективному совершенствованию. Но в первую очередь теория Кандинского связана с художественной практикой, с самим актом художественного творения, который он ставит на первое место. Его теория рождается из этой практики. Мысль Кандинского в той же мере относится к богословию искусства: творческий акт художника — продолжение акта Божественного творения и призыв к установлению мировой гармонии.

Ключевые слова: В.В.Кандинский; психология художественного творчества; художественная практика; творческий акт; мистический опыт; теологическое понимание творчества

Страницы: 13-51

Литература

Кандинский, В. В. (2008): Избранные труды по теории искусства: В 2-х т. / Под ред. Н. Б. Автономовой, Д. В. Сарабьянова, В. С. Турчина. М.: Гилея.

Кожев, А. В. Конкретная (объективная) живопись Кандинского. Человек. 1997, №6.

Флоренский, П. А. (1990): Столп и утверждение истины. М.: Правда.

Флоренский, П. А. (1993): Храмовое действо как синтез искусств.

Иконостас. Избранные труды по искусству. Спб.: Мифрил.

 

Baudelaire, Ch. (1971): Écrits sur l’art, t. 2 / /L’art philosophique. LP, Paris.

Eichner, J. (1958): Kandinsky und Gabriele Münter, von Ursprüngen moderner Kunst. Bruckmann, Munich.

Florensky, P. (1975): La Colonne et le fondement de la vérité. L’Âge d’Homme, Lausanne.

Florensky, P. (1992): La perspective inversée suivi de L’Iconostase. L’Âge d’Homme, Lausanne.

Grohman, W. (1958): Vassily Kandinsky: sa vie, son oeuvre. Flammarion, Paris.

Hahl-Fontaine, J. (1993): Kandinsky. Marc Vokar, Bruxelles.

Kandinsky, W. (1975): Écrits complets (éd. Ph. Sers), t. 3. Denoël, Paris.

Kandinsky, V. (1933): L’esprit poétique, // Journal des poètes, №10.

Kandinsky, W. (1991): Point et ligne sur plan. Gallimard, Paris.

Kandinsky, W. (1989): Du spirituel dans l’art et dans la peinture en particulier. Gallimard, Paris.

Kandinsky, V. (1974): Regards sur le passé et autres textes 1912—1922. Hermann, Paris.

Kandinsky, W. (1980): Die gesammelten Schriften. Benteli, Bern.

Kandinsky, V. (1979): Kandinsky, trente peintures des musées soviétiques, catalogue. Musée national d’art moderne, Paris.

Kojève, A. (1985): Les peintures concrètes de Kandinsky // Revue de métaphysique et de morale, avril — juin.

Kojève, A. (2001): Les peintures concrètes de Kandinsky. La lettre volée (coll. «Palimpsestes»), Bruxelles.

Lamberz, E., Uphus, J. B. (2006): The oecumenical Councils. From Nicaea I to Nicaea II // Corpus Christianorum Concilium Nicaenum II – 787. Brepols, Turnhout

Sers, Ph. (1995; 2016): Kandinsky, Philosophie de l’art abstrait. Hazan, Paris.

Sers, Ph. (2012): La Révolution des avant-gardes, l’expérience de la Vérité en art. Hazan, Paris.

Sers, Ph., Escande Y. (2003): Résonance intérieure, dialogue sur l’expérience artistique et l’expérience spirituelle en Chine et en Occident. Klincksieck, Paris.

Sers, Ph. (2015): Résonances: Kandinsky et la nécessité intérieure. Hazan, Paris (в сопровождении факсимильного переиздания альбома Klänge 1913 г. в ранее не публиковавшемся переводе Филипа Супо).

Weil, S. (1950): Attente de Dieu. La Colombe, Paris

Для цитирования статьи:

Кузнецова А. Серс Ф. Кандинский: идеи художника и мистический опыт. // Всеобщая эстетика. Ежеквартальный теоретический журнал. 2018. № 3. c.13-51.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать