Ежеквартальный теоретический журнал философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Издаётся с 2018 года

ISSN 0130-0083
En| Rus
Восприятие ландшафтов и опасных природных явлений в русской пейзажной живописи

Восприятие ландшафтов и опасных природных явлений в русской пейзажной живописи

Скачать в формате PDF

Дата публикации в журнале: 28.12.2018

Ключевые слова: Восприятие ландшафта; Пейзажная живопись; Эстетическая оценка; Визуальная оценка; Ландшафтный образ; Национальный пейзаж; Опасное природное явление

Доступно в on-line версии с: 28.12.2018

Для цитирования статьи:

Петрова Е. Восприятие ландшафтов и опасных природных явлений в русской пейзажной живописи. // Всеобщая эстетика. Ежеквартальный теоретический журнал. 2018. № 4. c.73-106.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2018

Петрова Елена Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Аннотация

Люди, принадлежащие к разным культурам, отличаются своими ландшафтными предпочтениями и особенностями эстетического восприятия вследствие ряда этнокультурных, исторических, социальных и экологических факторов. Анализируя развитие национальной пейзажной живописи, которая отражает ландшафтный образ, созданный определенной культурой, мы можем понять эволюцию восприятия и оценки ландшафта представителями этой культуры. В статье рассматривается изменение восприятия природных ландшафтов в русской живописи, раскрываются основные особенности ландшафтного образа на каждом этапе его формирования, начиная с XVII века. Каждая историческая эпоха характеризуется своей социально-культурной ситуацией, обусловливающей конкретное восприятие и образ природы. До XVIII в. ландшафтные образы были довольно схематичными, хотя некоторые из них отражали реальные ландшафты России. В XVIII в. пейзажи служили только фоном для основного сюжета картины. Первыми самостоятельными природными пейзажами в русской живописи стали топографические виды императорских дворцов и парков. Итальянские ландшафты были признаны классическим образцом прекрасных пейзажей, в отличие от ландшафтов собственной страны, которые считались обычными и малоинтересными для живописи. В середине XIX в. в русской культуре происходит постепенное изменение восприятия природы, связанное с общим переосмыслением культурных ценностей и с переходом от романтизма к реализму, а позднее — импрессионизму. Иноземная экзотика перестает восприниматься как единственно привлекательная и достойная восхищения, все большее внимание уделяется ландшафтам родной страны. Происходит окончательное утверждение русского национального пейзажа. Для русских художников это была средняя полоса Европейской части России. «Пейзаж настроения» стал следующим шагом в развитии ландшафтного образа в конце XIX — начале XX века. Кардинальные изменения в восприятии природы произошли в XX веке. Особое внимание в русской пейзажной живописи уделялось неблагоприятным и опасным природным явлениям, таким как извержение вулкана, землетрясение, наводнение, шторм, гроза, дождь и другие, хотя в целом «драматический» пейзаж был для нее менее характерен, чем для западноевропейского искусства.

Ключевые слова: Восприятие ландшафта; Пейзажная живопись; Эстетическая оценка; Визуальная оценка; Ландшафтный образ; Национальный пейзаж; Опасное природное явление

Страницы: 73-106

Для цитирования статьи:

Петрова Е. Восприятие ландшафтов и опасных природных явлений в русской пейзажной живописи. // Всеобщая эстетика. Ежеквартальный теоретический журнал. 2018. № 4. c.73-106.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать